Пале́та (англ. Pallet, франц. Palette - поддон), ПаЛЛлета: — одна буква «Л» согласно «Русскому орфографическому словарю».
Пале́та, поддон — конструкция, изготовленная из дерева или пластмассы (в редких случаях из металла), предназначенная для удобства и повышения производительности в перемещении и транспортировки различных грузов. Достигается это благодаря специальной конструкции, которая позволяет осуществлять погрузочно-разгрузочные работы любыми передвижным грузоподъемным устройством. Грузы, размещенные на палете (поддоне), крепятся стрейч или термоусадочной пленками, также может крепится крепежными лентами (ремнями) к ней.

Палеты (поддоны) имеют специальные размеры, которые позволяют их размещение с максимальной целесообразностью размещать (грузить) в различные типы  транспортных средств. Также большое преимущество поддонов, палет — число способов, которыми они могут быть перемещены, погружены-выгружены. При этом достигается высокий уровень сохранности груза упакованного на палетах. И это, в конечном итоге, приводит к высокой производительностью труда, экономии трудовых и финансовых затрат, сохранности груза в перевозках. Благодаря этому палеты используются для перевозки грузов железнодорожным, морским и автомобильным транспортом, а также в мультимодальных перевозках — контейнерных перевозках. Палеты перемещаются погрузчиками различных размеров. Палеты также транспортируются тележками с гидравлическим подъемным устройством (рокла), что позволяет их перемещать вручную, и для чего достаточно одного человека, везде где есть достаточно ровный пол и доступ к палетам. Погрузчик (автопогрузчик) имеет стоимость хорошего или даже роскошный легковой автомобиль, но ручная гидравлическая стоит несколько сотен долларов.

Конструкция палет.

Конструктивно палеты могут быть двухзаходные и четырёхзаходные — по возможности ввода вилочного захвата погрузочной техники или только с двух противоположных сторон или со всех четырех сторон.

Самые дешевые палеты изготовлены из мягкой древесины. А более дорогие палеты изготавливаются из качественной древесины, пластмассы и металла. Если дешевые палеты могут быть не возвратной тарой и  могут утилизироваться вместе с другими упаковочными материалами, то дорогие палеты являются многоразовой тарой, которая должна быть возвращены отправителю или перепроданы после использования, для дальнейшей эксплуатации.

Конструкция европалет.

euro pallet

Основной параметр конструкции европалет и её отличие от других видов палет — её размеры. Стандартные размеры европалет в миллиметрах — 800х1200х145. Конструктивно европалеты изготавливаются из древесины, из пластмассы и металла. Дальше мы рассмотрим конструкцию европалеты из наиболее популярного материала — древесины.

У европалеты толщина досок 20-22мм Верхняя часть европалета сбивается гвоздями из пяти чередующихся по порядку досок: широкая доска (145мм), узкая доска (100мм), широкая, узкая и еще раз широкая доска. Нижняя же часть европалета сбивается только из трех досок в следующем порядке — узкая, широкая, узкая. Доски нижней части всегда со снятыми фасками, для удобства захода вилочной техники. Также обязательно, углы европалет скошены — имеют фаски.euro palet
Палеты маркируются фирменным клеймом EUR в овале, которое выжигаются на правых несущих ножках палета. На остальных ножках европалета наносятся маркировка которая указывает производителя (FS, PKP, DB и другие). А также наносится информация о серии, о годе выпуска и самое главное о клеймо о прохождении фитосанитарной обработки.

Конструкция палет американского стандарта.

euro pallet

Стандарты американских палет установлены National Wooden Pallet Container Association(NWPCA) и определены документом, утвержденным  в мае 2012 года, UNIFORM STANDART FOR WOOD PALLETS. Согласно этому стандарту размеры американский паллет, в миллиметрах — 1200х1200х150 мм. Если палеты изготавливают из древесины, то её толщина не менее 6 миллиметров. Тип древисины — тополь, осина, сосна или ольха. Американские палеты конструкционно отличаются тем, что могут быть двух типов — однонастильными и двухнастильными. Однонастильные используются для размещения грузов только с одной  стороны, а двухнастильные, соответственно, являются двухсторонними. Вес самой палеты, в отличие от размера, не имеет стандарта и зависит от материала изготовления палеты. Для рассчета, можно принять, что однонастильная американская паллета весит 14-21 кг, а двухнастильная американская палета — до 42 кг. Грузоподъемность такой тары составляет от 1000 до 1200 килограмм.

Конструкционно американская палета изготавливается путем сбивания досок между собой. Стандартно это вверху 7 досок шириной 100мм,  а снизу у однонастильных 3 доски той же ширины — 100мм и у двухнастильных поддонов снизу как и сверху те же 7 одинаковых досок.

Конструкция финской палеты, FIN - палеты.

fin palet 2Стандартные размеры финского паллета — 1200х1000х145 мм. Грузоподъемность финского палета 1500-2000кг.
Конструктивно финский палет — это сбитая из досок конструкция. Доски используются широкие 120 мм и узкие 100 мм, со снятым фацетом. Верхняя часть, настил состоит из 3-х широких (по краям и одна в центре планка) и 4-х узких (между широкими планками). Нижняя часть FIN-палета состоит из двух широких и одной узкой планки (широкие планки по краям и одна узкая в центре). Собственный вес финской палеты около 15-20 кг.

usa paletФинские палеты обозначенны выжженным клеймом FIN в прямоугольнике на несущих ножках палета. На центральных ножках выжжена в виде цифр код производителя и дата выпуска.

Грузоподъёмность палет.

Палета, поддон весит 15-21 килограмм. Грузоподъёмность палеты 1000кг, но современные палеты настолько конструктивно продуманы и качественны, что специалисты утверждают о возможности грузить 1500кг и даже 2000кг. 

Однако следует учитывать, что грузоподъемность автотранспортных средств — 22 000кг, которую превышать никак нельзя. Также полная загрузка современного автотранспортного средства европалетами — 33 шт. Итого оптимальная "загрузка" европалеты 22000кг / 33 = 670 кг. Но здесь также есть ограничения в грузоподъемности складской техники, а именно — на складах используют автопогрузчики и штабелеры с максимальной грузоподъёмностью, а гидравлические тележки, рокла с грузоподъёмностью не более 1000кг.

 Европалета (европаллета).

euro paletВ Европе получили распространения палеты (поддоны) размерами 800х1200х145 мм — стандартный поддон EUR. Размеры стандартизированы именно такими из-за внутренних размеров грузовиков, которые перевозят грузы на европалетах между производителями и между торговыми организациями. Ширина европейских грузовиков 2450мм, что позволяет европалеты размещать или в 2 ряда стороной широкой стороной (1200мм) или в 3 ряда узкой стороной (800мм). Европалеты используются на всех этапах перемещения, перевозок грузов между производителями и между торговыми организациями.

Конструкция европалет.

Европалеты - четырёхзаходные, т.е. имеется возможность грузить любой из четырех сторон.
Основные размеры и конструкция европалета предоставлена на рисунках выше. Европалеты могут изготавливать из древесины, тогда толщина досок 20-22мм, а также из пластмассы и металла.


Верхняя часть европалета состоит из пяти чередующихся по порядку: широкая (145мм), узкая (100мм), широкая, узкая, широкая. Нижняя же часть состоит только из трех досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. Обязательно наличие фасок на углах европалета, а так же фирменного клейма EUR в овале, выжженного на правых несущих ножках палета. На остальных ножках тоже нанесена маркировка, но она указывает производителя (PKP, FS, DB и т. п.) и информация о серии, и о годе выпуска.

Организация EPAL(European Pallet Association) объединяет ведущих производителей и контролирует качество европалет, регламентируемое документами ISO3676, ISO TK/22, ISPM 15, UIC norms 435-2/ 435-4.

Иногда европалеты маркируются, красятся в определенный цвет или иметь другие признаки — закодированы по предназначению европалеты под перевозки конкретных грузов.

Паллет американского стандарта – 1200 х 1200

Американский паллет, размеры которого составляют 1200х1200х150 мм, должен быть изготовлен, согласно нормам, из древесины толщиной не менее 6 миллиметров. В качестве сырья чаще всего используются сосна, тополь, осина или ольха. Как и любые другие поддоны, американские паллеты могут быть одно- и двухнастильными: первые могут использоваться для размещения грузов только с одной из сторон, вторые, соответственно, являются двухсторонними. Вес такой тары, в отличие от размера, не стандартизируется и зависит от материала, в среднем однонастильные американские паллеты весят 15 — 20 кг, а двухнастильные — до 40 кг. Доски, из которых изготавливается американский паллет, размеры имеют также стандартные: 7 досок шириной 10 см располагаются сверху, и 3 доски такой же ширины — снизу. У двухнастильных поддонов и сверху, и снизу расположены 7 одинаковых 10-сантиметровых досок. Грузоподъемность такой тары составляет от 1 до 1.2 тонн. Использоваться американские поддоны могут многократно, в зависимости от износа и повреждений древесины паллеты относят к высшему, первому или второму сорту. К высшему сорту относятся только новые или использованные не более трех раз поддоны, к первому сорту — чистые и не имеющие повреждений многократно использованные, ко второму — имеющие незначительные загрязнения, небольшие трещины или подвергнутые ремонту.

 

Кроме европалет типа EUR существуют и другие типы палет:

    FIN - 1000х1200х145 мм

Линейные размеры: 1000х1200х145мм.
Верхняя часть финпалета состоит из семи чередующихся досок: широкая (120мм), две узких (100мм), широкая, две узких, широкая.
Нижняя же часть состоит только из трех досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками.
     

Палет американского стандарта – 1200 х 1200

usa palet

Паллет американского стандарта – 1200 х 1200

Американский паллет, размеры которого составляют 1200х1200х150 мм, должен быть изготовлен, согласно нормам, из древесины толщиной не менее 6 миллиметров. В качестве сырья чаще всего используются сосна, тополь, осина или ольха. Как и любые другие поддоны, американские паллеты могут быть одно- и двухнастильными: первые могут использоваться для размещения грузов только с одной из сторон, вторые, соответственно, являются двухсторонними. Вес такой тары, в отличие от размера, не стандартизируется и зависит от материала, в среднем однонастильные американские паллеты весят 15 — 20 кг, а двухнастильные — до 40 кг. Доски, из которых изготавливается американский паллет, размеры имеют также стандартные: 7 досок шириной 10 см располагаются сверху, и 3 доски такой же ширины — снизу. У двухнастильных поддонов и сверху, и снизу расположены 7 одинаковых 10-сантиметровых досок. Грузоподъемность такой тары составляет от 1 до 1.2 тонн. Использоваться американские поддоны могут многократно, в зависимости от износа и повреждений древесины паллеты относят к высшему, первому или второму сорту. К высшему сорту относятся только новые или использованные не более трех раз поддоны, к первому сорту — чистые и не имеющие повреждений многократно использованные, ко второму — имеющие незначительные загрязнения, небольшие трещины или подвергнутые ремонту.


Американские поддоны изготовлены в соответствии с основопологающими принципами Международного комитета по защите растений МСФМ15. Это означает, что поддоны производятся в соответствии с международным кодом и могут использоваться для перевозки грузов через международные границы.

Древесные материалы толщиной более 6мм, из которых производят поддоны, проходят обязательную термическую обработку в целях предотвращения распространения болезней дерева и насекомых, которые могут негативно влиять на растения или экосистемы.


Обязательно наличие фасок на углах финпалета, а так же наличие фирменного клейма FIN в прямоугольнике, выжженого на правых несущих ножках палета. На остальных ножках также нанесена цифровая информация, указывающая код производителя и дату выпуска.


 Обязательно наличие фирменного клейма FIN в прямоугольнике, выжженого на правых несущих ножках палета. На центральных ножках также нанесена цифровая информация, указывающая код производителя и дату выпуска. Верхняя часть финпалета состоит из семи досок, чередующихся по порядку: широкая (120мм), две узких (100мм), широкая, две узких, широкая. Нижняя часть состоит изтрех досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. Обязательно наличие фасок на углах финпаллета.

Финские паллеты, размеры которых составляют 1200х1000х145 мм, имеют грузоподъемность от полутора до двух тонн. Этот тип тары подлежит маркировке: на несущих правых ножках выжигается клеймо FIN, заключенное в прямоугольник. Также на финских паллетах в обязательном порядке указываются дата производства и фирма-производитель. Доски, из которых изготавливаются финские паллеты, размеры имеют различные: для производства тары используются широкие (120 мм) и узкие (100 мм) деревянные планки со снятым фацетом. Настил составляют 3 широкие и 4 узкие доски (широкие — по краям и в центре, между ними — по две узких). Нижний уровень составляют две широких и одна узкая планка (широкие — по краям, узкая в центре). При таких размерах, вес финских паллет составляет 15-20 кг. Используются финские паллеты преимущественно во внутренних грузоперевозках, а также для размещения грузов на складах и торговых площадях. Поддоны такого типа, так же как и все остальные изготовленные из дерева паллеты, допускают многократное использование.

Клеймо о прохождении фитосанитарной обработки

Все поддоны, на которых продукция уйдет за рубеж, должны пройти фитосанитарную обработку согласно стандарту ISPM 15 и иметь на себе соответствующее специальную маркировку , подтверждающую то, что они подвергнуты обеззараживанию методом термообработки (НТ), камерной сушки (KD) или фумигации бромистым метилом (МВ).На этом клейме печатают название партии, метод обработки, указывается страна-производитель. На поддоне, выпущенном в Европе, указывают также номер партии и год производства. По этим клеймам, являющимся неотъемлемой частью европоддона, можно узнать, где и когда его собрали. Поскольку клейма часто ставят поддельные, надежный способ определить, откуда тот или иной поддон, пока не найден. Если же поддон будет использоваться в России, жесткие правила по обработке поддонов не действуют. Нередко поддельное клеймо ставят недобросовестные компании, чтобы фальсифицировать продукцию. Вообще на отечественном рынке поддонов такая ситуация, к сожалению, встречается нередко.

fito palet

 Большинство стран Евросоюза требует, чтобы ввозимые на их территорию деревянные паллеты имели фитосанитарный сертификат, подтверждающий, что они прошли фитообработку. После прохождения обеззараживания по Стандарту №15 на поддоны и крепежные материалы наносится специальная маркировка – регистрационный номер, присвоенный национальной службой по карантину и защите растений, а также код стран и обозначение метода обеззараживания (HT — heat treatment — теплообработка, KD — kiln-drying — камерная сушка, MB — methyl bromide — обработка бромистым метилом).

IPPC – аббревиатура Международной конвенции по защите (карантину) растений (International Plant Protection Convention);

UA – код страны – экспортера деревянной упаковки (Ukraine);

59 – код региона Украины;

ХХХ – личный идентификационный номер организаций (граждан), производящих упаковку или производящих ее обеззараживание;

DB – древесина, используемая в качестве упаковки, окорена (debarking);

HT – проведена термическая обработка при достижении температуры не ниже 56 °С за минимальный промежуток времени 30 минут (heat treatment);

KD – высушивание в закрытой камере с использованием высоких температур для получения заданного процента влажности – «килн драинг» (kiln-drying);

МВ – проведена фумигация бромистым метилом по заданным стандартам обработки (methyl bromide);

Американские поддоны изготовлены в соответствии с основопологающими принципами Международного комитета по защите растений МСФМ15. Это означает, что поддоны производятся в соответствии с международным кодом и могут использоваться для перевозки грузов через международные границы.

По состоянию эти паллеты делятся на три сорта:

  • Высший сорт — практически новые, белые, крепкие паллеты; — без сколов и трещин; — были использованы не более трех раз.
  • Первый сорт — белые, крепкие паллеты; — без сколов и трещин; — не были подвергнуты ремонту.
  • Второй сорт — допускаются небольшие загрязнения, и потемнение древесины от времени; — допускаются небольшие трещины и сколы (но не более 3см в ширину и 30см в длину); — часть из них может быть после ремонта.

морской - 1140х1140х1350 мм 1100x1100       широко применяются в Азии, Японии, Австралии

Для контейнерных перевозок согласно требованиям ISO паллеты должны соответствовать размерам:
  <ul>
  <li>825 x 1000 мм,</li>
  <li>1000 x 1200 мм,</li>
  <li>1100 x 1100 мм,</li>
  <li>1100 x 1320 мм.</li> 

История палет.

С начала индустриальной революции планомерно нарастали темпы использования упаковки, которая постоянно совершенствовалась для лучшей сохранности груза, а также увеличения технологичности и производительности погрузочно-разгрузочных работ. Предшественником палеты является деревянный полоз (skid), который появился на американских заводах и использовался с первыми погрузчиками. Конструкция, предшественника палет, полоза — две стоящие по бокам доски, зафиксированные досками сверху. Конструкция полозов, постоянно изменялась в зависимости от совершенствования погрузчиков — погрузчик начинал поднимать выше груз для загрузки, вес груза становился всё больше, больше становилась нагрузка на конструкцию полоза. В 1925 году для усиления конструкции, к полозу добавили три нижние доски и так получилась палета. Таким образом массовое применение палет получило с массовым с развитием и использованием подъемно-транспортной техники — вилочных погрузчиков. Дальнейшее развитие палет было вызвано с необходимостью подъема погрузчиком палет с двух сторон, и спереди и сзади. Потом появилась потребность складировать палеты в два уровня — друг на друге, при этом с возможностью использования автопогрузчика. 

Во времена Великой Депрессии, в 20-30е годы прошлого века, такие явления в США, как безработица, дефицит финансового капитала и другие неблагоприятные факторы — привели к замедлению массового применения палет. 

Всё изменилась во время Второй Мировой войны, когда появилась острая необходимость в увеличении производительности транспортных операций. При резком дефиците мужчин-рабочих в годы второй мировой войны, промышленности США была поставлена задача отгружать огромные объёмы и количество военных и гуманитарных грузов по всему миру. Использование палет, в те времена, позволило загружать больший объём грузов меньшим числом людей — увеличение производительности труда. Также увеличивалась пропускная способность складов, что уменьшило потребность в площади складских помещений и увеличению их производительности и т.д.

Первой фирмой, которая начала производить палеты для других фирм была компания из США NWPCA (National Wooden Pallet and Container Association), основанная Вальтером Круком. Размеры палет, которые эта компания начала производить, стали общепризнанным американским стандартом. Сейчас в США стандарты палет определены документом UNIFORM STANDART FOR WOOD PALLETS, утвержденным  в мае 2012 года NWPCA (National Wooden Pallet Container Association).

Стандартные размеры американских палет:

  • 48" на 40" (дюймов), что составляет в метрической системе —  1219мм на 1016мм, для удобства считают 1200х1000мм
  • 48" на 48" (дюймов), что составляет в метрической системе —  1219мм на 1219мм, для удобства считают 1200х1200мм

Хотя в большей степени палеты использовались в Тихоокеанском регионе, они получили, заслуженное внимание в Европе. Но применяться они только после окончания второй мировой войны. В 1946 году шведская компания «ВТ» впервые разработала и начала применять европоддон, европалета (поддон), который до сих пор является стандартом для европейских производителей палет и компании производителей вилочной погрузочной техники. Через год шведская компания «ВТ» представила миру — первую ручную гидравлическую тележку (rocla). Которая до сих пор является актуальным средством "малой механизации".

Стандартные размеры европейские палет:

  • европалеты, европоддона — 1200мм на 800мм.
  • FIN палета, финские палеты — 1200мм на 1000мм.

Но массовое распространение палет получило не везде. В Китае, они большая редкость. Связано это с тем, что грузчиков в Китае достаточно и платят им не много.